Образовательная деятельность

Рабочие программы:
Специальность Дисциплина Уч.план 2015г. Уч.план 2018г.
ЛД микробиология, вирусология Аннотация Аннотация
РПД РПД
ПД микробиология, вирусология Аннотация Аннотация
РПД РПД
СД микробиология, вирусология - микробиология полости рта Аннотация Аннотация
РПД РПД

График приема отработок 2021г.

Карта компетенций для ЛД
Карта компетенций для ПД
Карта компетенций для СД
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Микробиология, вирусология»
                                                               КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
КОМПЕТЕНЦИЯ: ПК-1. Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение     и укрепление здоровья и включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин,  условий  возникновения и развития, а также  направленных на устранение вредного влияния факторов среды  обитания на здоровье человека
 
 Взаимосвязь данной компетенции с другими компетенциями:                            
ОК-1.  Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
ОПК-8.Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении  профессиональных задач.                                             
ПК-5. Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания.
СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Этап освоения компетенции Планируемые результаты обучения Критерии оценивания результатов обучения
1 2 3 4 5
Первый этап Способность  и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно- просветительную работу по гигиеническим нормам
(ПК-1)-І
Знать: Мироустройство, существование микромира, формы симбиоза разных организмов,  влияние факторов окружающей среды на макрооганизм, роль микроорганизмов в развитии заболеваний человека
З(ПК-1)-І
Не знает Не имеет четкого представления о существовании микроорганизмов, их разнообразии Знает основные положения о наличии макро- и микроорганизмов Понимает специфику предмета микробиологии, о размерах и формах микробов Есть свой подход к изучению развития мира от простого к сложному по спирали
Уметь: Решать типичные задачи по формированию здорового образа жизни(типа:  мыть руки перед едой, чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены и т.д.), рисовать и отличать прокариоты и эукариоты
У(ПК-1)-І
Не умеет Малограмотный в  санитарно-гигиенических вопросах.  Может перерисовать с таблицы, не задумываясь об отличиях разных типов клеток
 
Способен найти в источнике (учебник, интернет) ответ  Знает о простых, народных способах обеспечения здорового образа жизни. Способен представить
ответ, частично пользуясь конспектом
 
 
 
  Хорошо знает о профилактике  инфекции. Может детально описать и нарисовать  требуемые объекты самостоятельно на основании домашней подготовки
Владеть: Информацией  о единых законах развития живых существ макро- и микромира, единой структуре носителя генетической информации, об изменчивости и эволюции
В(ПК-1)-І
 
 
Не владе-ет Не способен продемонстриро-вать последовательность  цельность и законченность мыслей Способен выделить основные законы развития, но вне взаимосвязи. Имеет обрывочные сведения об эволюции Владеет основными навыками работы с источником информации, знаком с законами развития  природы по спирали, единства и борьбы противоположностей,  может привести примеры, знает структуру ДНК Способен дать оценку многообразию существующего мира, ведет дискуссию с одногрупниками, преподавателем об источнике жизни – белковой молекуле
Второй этап Способность сформировать  общие представления о строении и функционировании микробов как живых систем, их роли в экологии и способах деконтаминации, включая основы дезинфектологии и техники стерилизации
(ПК-1)-ІІ
Знать: Особенности формирования процессов симбиоза организма человека с микробами, роль резидентной микрофлоры организма в развитии оппортунистических болезней;
роль отдельных представителей микробного мира в этиологии и патогенезе  наиболее распространенных инфекционных заболеваний человека, их чувствительности к антимикробным препаратам
З(ПК-1)-ІІ
 
 
 
Не знает Слабо ориентируется в ответе на вопрос, имеет слабую общую подготовку, не способен уловить взаимосвязь между причиной (микробом) и  следствием (развитием инфекционного заболевания) Знает, что микроб может вызвать заболевание, но  чем обусловлено появление именно таких симптомов – не может  объяснить
И назначить адекватную терапию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знает основные различия микробов, принадлежащих к разным царствам, о существовании микробов с разной степенью патогенности, ориентируется в тактике ведения больного, в необходимости проведения лабораторных анализов, на основании которых назначают этиотропную терапию Способен представить причинно – следственную связь -   развитие  заболевания зависит от свойств микроба, состояния макроорганизма и условий окружающей среды, а для адекватного лечения нужно выделить микроб и изучить его свойства, в том числе определить чувствительность к
к бактерицидным препаратам
  • Уметь: Обосновать с микробиологических позиций выбор материала  и методов микробиологических  исследований  при проведении диагностики, дифференциации и идентификации возбудителей инфекционных и оппортунистических заболеваний, а также  тактики назначения специфических препаратов для лечения и профилактики
У(ПК-1)-ІІ
Не умеет Не умеет оценить результаты диагностики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знает  проблему, но подходит к ее решению формально, основываясь на неточных знаниях пройденных предметов Способен выделить главный вопрос, но испытывает сложности в передаче смысла, путается в признаках дифференцировки микроба для более точной диагностики, умеет получать специфические препараты для диагностики, лечения и профилактики
 
 
 
 
 
 
Способен произвести индикацию и идентификацию микробов по морфологическим, биохимическим, культуральным биологическим свойствам, знаком с принципами получения и назначения эмпирических и специфических препаратов
  • Владеть: Основными навыками работы с материалом, содержащим патогенные и условно-патогенные микроорганизмы и способами деконтаминации
В(ПК-1)-ІІ
 
 
 
 
Не владеет Не способен систематизировать полученные знания, не отличает патогенные и условно-патогенные микроорганизмы Владеет приемами поиска и систематизации знаний, но не демонстрирует навыков интерпретации результатов исследований, имеет слабые представления о способах деконтаминации Владеет методикой и техникой микробиологических исследований и способами обеззараживания инфекционного материала Излагает ответ четко, понятно, аргументированно, последовательно, объясняя причины и следствие, владеет методикой и техникой микробиологических исследований, способами стерилизации
Третий этап Способность и готовность к формированию системного подхода по анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствова-ния профессиональ-ной деятельности   
(ПК-1)-ІІІ
Знать:  Патогенные и вирулентные свойства микробов и их роль в  патогенезе инфекционного заболевания.  Роль условно-патогенной микрофлоры в патологии человека и  в развитии нозокомиальных  и ятрогенных заболеваний.
З(ПК-1)-ІІІ
 
 
 
 
 
Не знает Допускает грубые ошибки, не может выявить связь между патогенными свойствами микроба и клиническими проявлениями Способен выделить отличительные  признаки разных микробов, но затрудняется объяснить,  чем обусловлены клинические симптомы разных заболеваний, не слышал о внутрибольничных заболеваниях Знает основные различия возбудителей заболеваний, патогенеза и  применяемых методов диагностики,  в т.ч. внутрибольничных инфекций, массовых отравлений Владеет методикой и анализирует  связь между свойствами микробов, патогенезом, клиникой, диагностическими методами, терапевтическими средствами и профилактическими мероприятиями
Уметь:  Произвести забор материала  (мокрота, гной, кровь, мазок из зубного налета,  десневого кармана, с корня языка, зева и др.)  для бактериологическо-го, вирусологического, серологического исследования; выделить чистую культуру возбудителя  инфекции, произвести дифференциацию и идентификацию
У(ПК-1)- ІІІ
Не умеет Не способен выделить цель микробиологической  диагностики Может понять практическое значение отдельных действий по диагностике, но  затрудняется выявить конечную цель Способен выделить главный вопрос, четко описывает ход исследования, но испытывает сложности  с идентификацией возбудителя
 
Аргументированно проводит сравнение по заданной
проблеме, опираясь на знания теории и практики
Владеть: Знаниями для решения сложных задач в экстренных ситуациях ( во время  вспышки инфекции,  пищевого отравления, эпидемии, особоопасной инфекции,  применения бактериологическо-го оружия) с целью быстрой локализации инфекции, организации карантинных мероприятий, деконтаминации инфицированного материала, проведения профилактических  процедур
В(ПК-1)-ІІІ
 
 
 
 
Не владеет Мало опыта В общих чертах понимает проблему, однако плохо  ориентируется в применяемых методиках экспресс-ускоренной и обычной диагностики Четко и аргументированно выражает мысль, передает смысл задания,  решает сложные задачи, основываясь на хорошей теоретической подготовке, но мало практики Способен быстро ориентироваться при решении сложных задач в ограниченные сроки, четко формулирует задачи и решает параллельные вопросы диагностики, лечения, профилактики
Рабочие программы дисциплины "Микробиология" для клинических ординаторов смежных специальностей:
 РПД "Микробиология и вирусология" для специальности "Дерматовенерология"за 2015г РПД
Аннотация "Микробиология и вирусология" для специальности "Дерматовенерология" за 2019г Аннотация
Рабочие программы для смежных дисциплин:
за 2015г. РПД 
за 2019г. Аннотация

Образовательная деятельность

   ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НА ПЕРИОД КАРАНТИНА КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ:
для студентов специальностей "Лечебное дело" и "Педиатрическое дело"
1. Общая вирусология. Принципы диагностики, специфической профилактики и терапии вирусных инфекций. Противовирусный иммунитет.
 2. Учебно-методическое пособие  к лабораторным занятиям
3. ЗООАНТРОПОНОЗНЫЕ   БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ

для студентов специальностей "Стоматологическое дело"
1. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям

2. Лекция - Тема: «Онкогенные вирусы»
3. Общая вирусология. Принципы диагностики, специфической профилактики и терапии вирусных инфекций. Противовирусный иммунитет.
4. ЗООАНТРОПОНОЗНЫЕ   БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ

     На кафедре преподаются студентам второго курса специальности  Лечебное дело, в том числе иностранным гражданам, и специальности Педиатрия учебные дисциплины - микробиология и вирусология. Студентам второго курса специальности Стоматология  преподается учебная дисциплина - микробиология и вирусология с микробиологией полости рта.
В общей системе подготовки врачей микробиология занимает особое положение. Это наука, дающая фундаментальные общебиологические знания, формирующая врачебное мышление, в то же время являющаяся базой для изучения многих дисциплин.
     Основополагающим в обучении студентов и ординаторов является клинический подход - изучение возбудителей инфекции по патогенетическому принципу, что позволяет обосновать выбор материала и направление микробиологических исследований, исходя из предполагаемого диагноза.
    Преподавание микробиологии осуществляется по российскому образовательному стандарту, по единой методической системе. Лекции читаются с применением ТСО (видеокамера, мультимедийная установка).
     Предмет микробиология и вирусология преподается в течение одного учебного года. В конце изучения курса проводится конкурс знатоков микробиологии. Задания конкурса включают тестирование, описание микропрепарата, решение ситуационной задачи. В 2018-2019 учебном году завершающий  четвертый этап  Олимпиады  по микробиологии и вирусологии «Мир микробов» проходил 13 мая 2019г.
     Условием  отбора участников было: отсутствие пропусков по лекциям и практическим занятиям в течение учебного года, успешная сдача текущих модулей и контрольных, активность на занятиях. На Олимпиаде студенты выполняли три задания: решали тесты многоответные в количестве 50, решали ситуационную задачу, описывали препарат.
       Учитывая активность студентов на занятиях в течение учебного года, регулярную подготовку к занятиям, подготовку презентаций, выступления с докладами, хорошую и отличную успеваемость, примерное поведение  и  успешное участие в Олимпиаде по микробиологии, решением кафедры ниже перечисленные студенты были освобождены от сдачи итогового экзамена по микробиологии:
В 2017 году под руководством завкафедрой , д.м.н., профессора Садыбакасовой Г.К. студенты 2 курса участвовали и получили Диплом II степени в Международной олимпиаде по микробиологии, вирусологии и имсмунологии, посвященной 125-летию д.м.н., профессора Б.Я.Эльберта и организованной КГМА
 


Для клинических ординаторов и врачей-интернов по профильной медицинской микробиологии, согласно плана, читается курс лекций, проводятся практические занятия с посещением бактериологической и  вирусологической лабораторий  Городской и Республиканской санитарно-эпидемиологической станций.
Рабочая программа дисциплины "Микробиология" для ординаторов специальности "Дерматовенерология".
Рабочая программа дисциплины "Микробиология" за 2019г для ординаторов специальности "Дерматовенерология". 
Аннотация к рабочей программе дисциплины "
Микробиология" за 2019г для ординаторов специальности "Дерматовенерология". 

Рабочая программа дисциплины "Микробиология" для ординаторов специальности "Офтальмология".



 

Дисциплины, обеспечиваемые кафедрой

На кафедре преподаются следующие дисциплины:
Б1.Б.11 Микробиология, вирусология (Лечебное дело)
Б1.Б.12 Микробиология, вирусология (Педиатрия)
Б1.Б.13  Микробиология, вирусология – микробиология полости рта (Стоматология)
Б1.В.02 Микробиология и иммунология (клинические ординаторы специальности  Дерматовенерология)


 

Аспирантура и докторантура

1